17 февраля 2016

#Аналитика: Электронная коммерция

Источник
Почему растет рынок e-commerce в России, какие компании окажутся в авангарде по итогам 2015 года и куда дальше будет развиваться тренд в новых экономических условиях

Сегмент электронной коммерции объединяет несколько взаимосвязанных рынков, которые используют Интернет как платформу дляпродажи товаров и услуг, а также осуществления финансовых операций. Это самый большой, с точки зрения объема, сектор экономики Рунета.

Согласноисследованию «Экономика Рунета», рынок онлайн-ритейла в 2014 году продолжил расти, уже второй год подряд прирост составляет 29%, что позволило достичь объема 475 млрд рублей. Прогноз на 2015 год — порядка 20%, что говорит о стабильности данной сферы. Это связано, впервую очередь, с дальнейшим развитием доступа к Интернету, увеличением мобильного трафика, изменением покупательских практик в сфереонлайн торговли.

Отрицательные тенденции заключаются в падении покупательской способности в регионах и росте доли серого рынка, а также в сокращении реальных доходовнаселения.

В рынок электронныхплатежей включена как оплата товаров иуслуг, так и комиссия. В 2014 году, по оценкам экспертов, рост составил 36%, при планируемом уровне 40%. Объем составил 476 млрдрублей. Прогноз на 2015 — 20 процентов.

Активно развивается рынок онлайн-туризма. В 2014 году он вырос на 43% (почти оправдался оптимистичный прогноз в 45%), иобъем рынка оценен в 279 млрд рублей. По итогам 2015 ожидается рост объема на 13%.

Рынок «прочихуслуг», в который входят такси-приложения, купоны, поиск работы, и т.д. оценен в 128 млрд рублей. Он появилсяв связи с ростом популярности электронных услуг и смартфонизацией, основными причинами развития которых стало распространение Интернета в России и увеличение доверия конлайн-сфере со стороны пользователей.


Объем рынка электронной коммерции

Согласно исследованию PwC, россияне ссылаются на «отсутствие необходимости идти в магазин» как на основную причину совершения покупок через интернет чаще, чем жители любой другой страны, участвовавшей в исследовании. Это означает, что бесконечные транспортные проблемы в крупных городахи большие расстояния в сельской местности являются важными определяющими факторами, способствующими развитию розничной интернет-торговли в России.

Открытым остается вопрос, до каких пределов ритейлерамнужно будет проводить политику дальнейшего расширения своей физической розничнойсети, вместо того чтобы стремиться обеспечить покрытие отдельных регионов страныисключительно путем использования интернет-каналов.

Еще один интересный фактор, который стоит учесть ритейлерам, — это необходимый уровень обслуживания в традиционных магазинах. Значительная часть покупателей совершает покупки через интернет, поскольку он «открыт» двадцать четыречаса в сутки и «работает» без выходных. Поэтому вопрос заключается в том, на самом ли деле ритейлерам необходимо сохранять долгие часы работы своих магазинов (которыев России и без того открыты гораздо дольше, чем в развитых странах), или же они могли бы оптимизировать расписание магазинов, сократив издержки и перенаправив поток покупателей в нерабочее время в интернет.

Все больше российских респондентов выходят в интернет, чтобы отыскать там товары, которые невозможно найти в магазинах. Ритейлеры отчасти поощряют эту тенденцию, уже сегодня предлагая покупателям более широкий выбор товаров в своих интернет-магазинах. Однако в то время как покупатели с готовностью перенимают новые веяния, может появиться возможность и дальше оптимизировать запасыв магазинах, при этом товары, относящиеся к «длинному хвосту»*, можно предлагать исключительно через интернет.

Российские потребители разделяют точку зрения респондентов, участвовавших в глобальном опросе, — стоимость товаров в интернет-магазинах существенно ниже. Так считают 58% участников.

Причины покупать через Интернет в России

Первые итоги российского рынка e-сommerceза 2015 год опубликованы агентством DataInsight. Основные выводы:

Рынок вырос в рублях на 16% и суммарный объем рынка достиг 650 млрд руб.
По внутрироссийским онлайн-продажам:

  • 160 млн заказов (150 млн в 2015)
  • На 300 рублей вырос средний чек (с 3750 руб.  в 2014 до 4050 руб. в 2015)
  • На 23 доллара упал средний чек упал (с $90 до $67 - падение 25%)
  • Зарубежные заказы (кросс-бордер)
  • Количество онлайн-заказов в зарубежных интернет-магазинах в 2015 г. выросло на 75%
  • Средний чек упал: $31 на заказ, $18 на посылку
  • Доля онлайн-покупок (заказов), совершаемых в зарубежных интернет-магазинах, выросла с 24% в 2014 до 34% в 2015

Российский e-commerce в 2015 году

Data Insight и Ruward в конце 2015 года опубликовали первыйсовместный рейтинг «100 крупнейших интернет-магазинов в России».

На участников данного рейтинга приходится 58% от всех заказов и сопоставимая сумма оборота. В крупнейших интернет-магазинах совершаются десятки тысячпокупок в день. Во второй сотне число заказов на два порядка ниже. Именно ведущая сотня фактически определяет сегодня будущее интернет-торговли,появление новых сервисов и принципов работы. Инымисловами, роль крупнейших магазинов настолько важна, что правила игры зависят от них больше, чем от всего остального рынка вместе взятого.

http://www.ruward.ru/ecommerce-index-2015/