Скоро представилось Чичикову поле гораздо пространнее: образовалась комиссия для построения какого-то казенного весьма капитального строения. В эту комиссию пристроился и он, и оказался одним из деятельнейших членов. Комиссия немедленно приступила к делу. Шесть лет возилась около здания; но климат, что ли, мешал или материал уже был такой, только никак не шло казенное здание выше фундамента. А между тем в других концах города очутилось у каждого из членов по красивому дому гражданской архитектуры: видно, грунт земли был там получше.
Не берусь давать точную количественную оценку этим масштабам ни при закупках решений и услуг в области информационной безопасности, ни, тем более, в целом по стране. Скажу только, что за несколько месяцев мониторинга государственных закупок сертифицированных средств защиты информации сколько-нибудь значительного по бюджету заказа, не содержащего нарушения, мне так и не удалось встретить.
Другой вопрос, что использовать эти нарушения для отмены или другого влияния на ход закупки, как правило, практически нереально. Система госзакупок у нас прежде всего регулируется Федеральным Законом № 94 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", и этот закон неспроста является рекордсменом по количеству поправок и многими юристами признаётся одним из самых коррупционных законов в отечественном законодательстве. Даже прямое следование букве закона (при наличии, конечно, определённой поддержки со стороны определённых же лиц), позволяет безнаказанно распоряжаться госбюджетом как своим собственным. Но, про методы и трудности борьбы с распилом поговорим отдельно (Анатомия распила-2), а пока же вернёмся к нему самому.
Просматривая в последнее время десятки конкурсных документаций ежедневно, получил определённое представление о тех методах, которые наиболее часто используются нечестными на руку заказчиками и хотел бы поделится именно ими, рассказать о самих механизмах – так сказать, об анатомии распила.
Начать, пожалуй, стоит с того, что упомянутый уже ФЗ-94 предполагает несколько способов размещения государственного заказа:
- путём проведения торгов:
- конкурс
- аукцион
- аукцион в электронной форме
- без проведения торгов:
- запрос котировок
- у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика)
- на товарных биржах
Начнём со второго. Что такое запрос котировок и как он устроен? Достаточно просто. Госзаказчик публикует конкурсную документацию, в которой указывает цену, содержание и сроки исполнения контракта. Все желающие принять участие – потенциальные подрядчики – направляют свои ценовые предложения. Победителем объявляется предложивший наиболее низкую цену. Всё предельно просто, единственный критерий оценки котировочных заявок – их цена. Казалось бы…
На практике же госзаказчики, просто информируют «своего» подрядчика о ценовых предложениях других участников с тем, чтобы он мог хоть на рубль, но установить цену ниже и победить. Доказать такой сговор трудно, если не сказать «невозможно», сама процедура запроса котировок отличается оперативностью и простотой, но, к сожалению для мошенников, для размещения заказа методом запроса котировок цена контракта не должна превышать 500 000 рублей в квартал по одной группе товаров.
Поэтому и стараются как можно больше закупок провести на суммы, недотягивающие до этого рубежа буквально чуть-чуть. Например, по состоянию на 18 октября:
- в диапазоне от 475 000 до 500 000 на этапах Подача заявки и Работа комиссии находилось 7122 заказа;
- в диапазоне от 500 001 до 525 000 на тех же этапах только 809 заказов, т.е. почти в 9 (!) раз меньше.
Обычные оффлайновые аукционы и конкурсы (ещё иногда употребляют слово «тендер»), постепенно уходят в прошлое. Сейчас уже не надо готовить пачки документов («Акакий, ты опять забыл приложить нашу лицензию?!»), запечатывать их в конверты, доставлять по указанному адресу, а потом ещё присутствовать на церемонии вскрытия. Открытый аукцион в электронной форме (ОАЭФ) существенно сокращает время подрядчиков на подготовку к торгам и, по идее, должен серьёзно повышать прозрачность и открытость закупок – ведь всё совершается на электронных торговых площадках, удостоверяется ЭЦП и автоматически протоколируется. Казалось бы…
Но пытливые умы, жаждущие наживы, и тут изобрели варианты. Основных подходов два: скрыть заказ от конкурентов («несвоих» подрядчиков) или недопустить их до участия. Итог один: аукцион признают несостоявшимся и контракт заключают с единственным участником, да ещё и по начальной максимальной цене. К слову, при проведении запросов котировок оба этих метода (скрыть и недопустить) тоже повсеместно используются.
Заказы публикуются на сайте госзакупок и просто так их не спрятать, поэтому для сокрытия заказа в ход идут:
- неинформативные наименования заказов (чтобы из названия нельзя было понять, о чём вообще речь);
- умышленные искажения документации (опечатки, подмена русских букв латинскими и пр.);
- использование неиндексируемых форматов файлов (размещение архивов, скан-копий или фотографий документов и т.п.);
- размещение заказа в максимально неудобное время (вечер пятницы или конец сокращённого рабочего дня накануне праздников).
Вариантов же недопущения участников гораздо больше. При этом часто конкуренты «недопускают себя сами», т.е. отказываются от участия, потому что анализ документации явно показывает: конкурс распильный и выполнить его требования невозможно. К тому же, выигрыш в чьём-то чужом распильном конкурсе часто вообще может обернуться серьёзными проблемами (про это тоже в Анатомии распила-2).
Чтобы не допустить возможности участия других поставщиков, в конкурсной документации, например:
- указываются нереальные сроки исполнения контракта, которые под силу только тем, кто узнал о нём заранее;
- поставка товара сочетается с оказанием специализированных услуг (например, аттестация объектов информатизации), для исполнения которых требуется наличие редкой лицензии;
- объединяются разнородные товары от значительного числа производителей, не оставляя шансов «чужим» компаниям даже просто успеть узнать цены, не то что договориться с вендорами/дистрибуторами об условиях и сроках поставки.
При сочетании наглости и сговора получаем шаблонное описание товара в техническом задании (ТЗ). Например, такое описание-заготовка есть почти у каждого производителя СЗИ от НСД (средства защиты информации от несанкционированного доступа), но благое желание вендора помочь в составлении ТЗ на практике выливается в то, что шаблоны без малейших изменений кочуют из документации в документацию. Кстати, не советую в такие шаблоны включать вариативность: могут всем на посмешище просто вставить оба взаимоисключающих варианта =)
При сочетании наглости, сговора и глупости получаем описание, скопированное один в один с сайта разработчика. Звучит смешно и нелепо, но это правда, и прецедентов таких не мало.
Все указываемые, свойственные только одному продукту характеристики, никакой реальной полезности, как правило, не несут и служат только для ограничения конкуренции. Любые же попытки докопаться до истины и убедить переделать документацию, к сожалению, ни к чему не приводят: извиваясь ужом, подключая технических специалистов, заказчик упорно стоит на своём, заменяя одни липовые требования другими или, припёртый к стенке, внезапно вспоминает (пример этого есть по этой ссылке, которая, заслуживает вообще отдельного поста), что вот-де раньше он какую-то такую штуку закупил, что теперь для совместимости с ней никакие другие товары, кроме одного единственного и неповторимого не подойдут.
Наконец, как запасной вариант, в случае несрабатывания всех предыдущих, используется отклонение участника по формальным признакам:
- мелкая ошибка в поданной заявке;
- непредоставление малозначительной информации;
- неправильное истолкование требований конкурсной документации (в требования специально могут включать «логические мины», не вызывающие подозрений, но предполагающие двойное толкование).
В следующей части (Анатомия распила-2) планирую рассказать о вариантах противодействия распильным и откатным конкурсам и главных проблемах, которые при этом могут возникать.
На фото – котэ в шоке: https://fbcdn-sphotos-e-a.akamaihd.net/hphotos-ak-ash3/578565_286605014774595_391965869_n.jpg